Приветствую Вас, Гость

Кафедра психологии и социальной педагогики была создана в сентябре 2000 г. В течение 2 лет ею руководила канд. пед. наук, доцент З.А. Петрова. Педагогический персонал в начале работы кафедры состоял из 8 человек – кандидатов педагогических наук, доцентов И.П. Ивановой, З.В. Егоровой, Т.А. Аксаковой, старших преподавателей О.В. Черновой, О.В. Патеевой, преподавателей С.А. Чернова, А.В. Швед.

В сентябре 2002 г. заведующей кафедрой стала канд. психол. наук, старший преподаватель А.Н. Самсонова. В январе 2003 г. заведующим кафедрой психологии и социальной педагогики назначен д-р пед. наук, профессор М. Г. Харитонов.

Постепенно педагогический состав кафедры увеличивается и качественно улучшается. В составе кафедры психологии и социальной педагогики работали доктора педагогических наук, профессора М.Г. Харитонов, В.М. Никитин, Т.В. Кириллова, О.В. Кириллова, кандидаты педагогических наук, доценты И.П. Иванова, О.В. Чернова, С.А. Чернов, Е.Г. Шубникова, А.А. Михайлов, кандидаты психологических наук, доценты И.Н. Афанасьев, Г.Г. Вербина, В.И. Маслова, Г.И. Мазуров, кандидаты психологических наук, старшие преподаватели Л.Б. Салихова, Е.В. Славутская, преподаватели М.Ю. Григорьевская, А.В. Кайсарова, И.Н. Петрова, Н.М. Порфирьева, Т.В. Романова. 

С 2011 года кафедрой заведует к.п.н., доцент Иванова И.П.

В настоящее время на кафедре работают 13 штатных преподавателей, из  них – один д-р педагогических наук, профессор (М. Г. Харитонов), одиннадцать кандидатов наук, доцентов (И.П. Иванова, А.В. Кайсарова, О.В. Патеева, И.Н. Петрова, Т.В. Ярусова, Е.В. Славутская, С.А. Чернов, О.В. Чернова, Е.Г. Шубникова, Т.В. Горбунова, Е.В. Кузнецова), один ст. преподаватель (Н.М. Порфирьева). Уровень специалистов высшей квалификации (доктора, кандидаты наук) составляют 92%.

Приоритетной целью  коллектива кафедры является создание эффективных условий, обеспечивающих подготовку квалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля по 3 специальностям: педагогика и психология со специализацией практическая психология; социальная педагогика с дополнительной специальностью юриспруденция, педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью информатика.

Кафедра является выпускающей по специализации «Практическая психология» и по специальности «Социальная педагогика», готовит бакалавров по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование профиль «Психология и социальная педагогика».

Преподаватели кафедры занимаются разработкой научной темы «Теоретические и методические основы профессиональной подготовки психологов и социальных педагогов к учебно-воспитательной работе в общеобразовательной школе и социальных учреждениях. По данной проблеме за последние 5 лет опубликованы 12 монографией, 29 учебных пособий, 46 учебно-методических пособий и 187 научных статей.

В подготовке студентов к профессионально-педагогической и социально-педагогической деятельности широко используются новые педагогические технологии: групповые формы работы, анализ и моделирование психолого-педагогических ситуаций, структурно-логический подход в усвоении понятий по курсам и т.д.

Учебные занятия преподавателями кафедры организуются с использованием активных методов и форм обучения – учебных конференций, дискуссионных круглых столов, группового психологического тренинга, защиты проекта урока, обоснование модели психодиагностической и консультационной работы и др.

На кафедре психологии и социальной педагогики функционируют аспирантура и докторантура по двум специальностям: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. Научное руководство над аспирантами и докторантами осуществляет доктор педагогических наук, профессор Харитонов Михаил Григорьевич. На сегодняшний день под его руководством подготовлены 13 кандидатов педагогических наук.

Тем самым, на кафедре сложилась научная школа, объединяющая 1 доктора и 13 кандидатов наук, двух (2) докторантов, семерых (7) аспирантов.

Проблемой исследования научной школы Харитонова М.Г. является «Этнопедагогическое образование учителей национальной школы». Она обусловлена научными и практическими задачами стоящими перед общеобразовательной и высшей школой, необходимостью возрождения традиционной культуры воспитания и восстановления  этнических традиций.

Наиболее значимыми результатами научно-исследовательской работы, полученными научной школой являются:

- обоснование совокупности исходных положений, определяющих теоретико-методологические основы исследования процесса этнопедагогического образования учителя национальной школы;

- определение целей, задач, функций и закономерностей системы этнопедагогического образования будущих учителей.

Результаты исследования научной школы отражены в девяти (9) монографиях, двенадцати (12) учебных пособиях и сорока восьми (48) статьях.